
«СОПов все больше, а искать их все дольше»: решение для сестринского документооборота от многопрофильной областной больницы
В нашей больнице оказывают медпомощь по 70 специальностям и для каждой из них разработали документы, которые регламентируют работу врачебного и сестринского персонала. Сейчас у нас больше 400 СОПов и постоянно появляются новые. И это только СОПы, а есть еще алгоритмы, инструкции, памятки и другие разработки.
сейчас используют в областной больнице им. Д.В. Середавина
Чем больше документов создаем для медсестер, тем им сложнее быстро находить нужный и запоминать их содержание. При этом нельзя, чтобы процедурная медсестра отлично знала СОП по генеральной уборке, потому что учила его первым, но плохо помнила, как обращаться с отходами класса Б. Чтобы каждая медсестра хорошо знала СОПы по процедурам, которые проводит, и могла легко найти нужный документ, мы внедрили «Папку специалиста».
Определили, для каких должностей составим папки и что в них включим
«Папка специалиста» — это комплект документов, которые собираем для каждой должности среднего и младшего медперсонала. Сейчас папки составили для пяти должностей (памятка). Каждая папка содержит набор СОПов, памяток, алгоритмов, инструкций, которые необходимы для работы сотруднику в этой должности в конкретном отделении. Какие документы включить в папки своих подчиненных, решает старшая медсестра каждого отделения.
Скачать
Так, медсестра процедурной откроет папку и увидит там СОП по проведению генеральной уборки, инструкцию, как накрывать стерильный стол, алгоритм разведения дезинфектантов и правила обработки транспортировочных средств (кресел-каталок и др.)
Палатная медсестра найдет в своей папке алгоритмы обработки термометров, заполнения истории болезни и правила хранения конкретных форм лекарственных препаратов. Своя папка и у старшей медсестры, что в нее входит — смотрите ниже.
► Список документов, которые включаем в «Папку специалиста» для старших медсестер
Контролируем содержание папок
Документы в папки подчиненных старшая медсестра выбирает из общего реестра СОПов, инструкций и алгоритмов нашей медорганизации. Реестр формируют старшие медсестры вместе с руководителями отделений, затем реестр утверждает приказом главврач.
Поскольку по документам из реестра работает вся клиника, вносить в него изменения можно только по регламенту. Например, если медсестра нашла качественный СОП по процедуре, стандарта которой еще нет в нашей базе, то сначала она должна показать документ старшей сестре, а уже после добавлять в реестр. Внедрить документ в реестр можно только с одобрения руководства клиники.
То же касается и изменения состава «Папки специалиста»: не важно, из какого источника медсестра взяла памятку или алгоритм, включить ее в свою «Папку специалиста» может только по согласованию со старшей медсестрой. Руководительница должна проверить, что информация в памятке верная, что ее применение возможно в условиях нашей больницы и не навредит пациенту или другим сотрудникам.

Под «Папкой специалиста» имеем в виду не буквально офисную папку с бумажными документами, а подборку документов, которые собрали в одном месте и систематизировали по разделам. Папки можно формировать из документов как на бумажных носителях, так и из электронных документов. Главное — чтобы у всех сотрудников был к ним беспрепятственный доступ.
Актуализируем папки
Внимательно следим не только за тем, чтобы в «Папку специалиста» не попала непроверенная информация, но и за тем, чтобы все документы в ней были актуальны. Для этого старшие медсестры регулярно отслеживают изменения в нормативке и обновляют документы в папках. Другие преимущества внедрения «Папки специалиста» в медорганизации, смотрите в памятке.
Скачать

Чтобы сотрудники работали по правилам, которые соответствуют актуальной нормативке и применимы для работы в нашей больнице, мы создали свой интерактивный обучающий курс по эпидбезопасности. Чтобы попасть в курс, сотрудник переходит по внутренней ссылке или QR-коду. Учебный материал в разделах курса представлен в разных форматах: презентация, видеопособие, постер. Чтобы лучше усвоить информацию, сотрудник может выбрать тот формат, который ему удобен. После завершения обучения медсестры сдают тест, результаты тестирования доступны руководителям.
